Евгений Павлович Егоров (1908-1982)

Легендарный директор Северного машиностроительного предприятия  в 1952-1972 годах. При его руководстве заводом началось строительство сначала дизель-электрических, а затем и атомных подводных лодок. Огромен личный вклад Е.П. Егорова в создание предприятием первого в мире ракетоносца (проект В611), первой атомной подводной лодки (проект 627) и первой в мире титановой подводной лодки (проект 661). 

В 1959 году за заслуги в деле создания новой техники и производственные достижения Евгению Павловичу Егорову  присвоено звание Героя Социалистического труда.  

Под руководством Евгения Егорова опыт предприятия в строительстве АПЛ первого поколения был успешно использован при строительстве самой крупной в истории атомного подводного судостроения серии атомных подводных лодок проекта 667А. Личный вклад Егорова в создание головной подводной лодки второго поколения проекта 667А был отмечен присуждением ему в 1970 году Ленинской премии. 

В 1960-е годы «фирма Егорова» постоянно упоминалась в новостях «радиоголосов», как одно из самых мощных предприятий советского ОПК. 

При Егорове завод стал передовым предприятием отечественного судостроения, одним из лучших в мире судостроительных комплексов. 

В 1978 году первым удостоен звания «Почетный гражданин Северодвинска». 

Имя Егорова носят морской буксир-спасатель ледового класса и одна из площадей Северодвинска.

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Северодвинский городской краеведческий музей», г. Северодвинск, ул. Пионерская, 10.
Проект «Твой тур по атомной подводной лодке» реализуется в рамках конкурса проектов «Музейная инициатива».
Использованы изображения, фотографии из фондов Северодвинского городского краеведческого музея, из архивов ОАО «ПО «Севмаш», личных архивов В.Л.Березовского, В.С.Смирнова.

Создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения СССР, генеральный конструктор, ученик С.П. Королева. 

В возрасте 29 лет возглавил конструкторское бюро – СКБ-385, ставшее ведущей организацией по разработке, изготовлению и испытанию ракетных комплексов для военно-морского флота. Под руководством Виктора Макеева были созданы три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР. 

Среди них – Р-27 – первая с заводской заправкой топливом, наиболее массовая советская морская ракета. На борту АПЛ проекта 667А было шестнадцать ракет Р-27. По сравнению с предыдущей ракетой дальность стрельбы новой Р-27 выросла в 2 раза, длина и масса самой ракеты уменьшились на треть, масса пусковой установки снизилась более чем в 10 раз. Нагрузка на подводную лодку в расчете на одну ракету снизилась в 3 раза. Удачные разработки бюро под руководством В.П. Макеева на несколько десятилетий определили направление стратегических вооружений на основе жидкотопливных ракет. 

В.П. Макеев регулярно приезжал в Северодвинск и Нёноксу – место дислокации Государственного Центрального Морского полигона, где в 1960-е годы проходили испытания комплексов ракетного вооружения стратегического назначения с баллистическими и крылатыми ракетами.